ПЦН — пульт централизованного наблюдения. Это, своего рода, информационный центр, куда стекаются все события с объектов. Цент оборудован специализированными техническими средствами, информацию с которых принимает и анализирует оператор.
ГОСТом определено, что пульт централизованного наблюдения — это самостоятельное техническое средство (совокупность технических средств) или составная часть системы передачи извещений, которое устанавливается в пункте централизованной охраны для приема от пультовых оконечных устройств или ретранслятора извещений о проникновении на охраняемые объекты и (или) о пожаре на них, служебных и контрольно-диагностических извещений, обработки, отображения, регистрации полученной информации и представления ее в заданном виде для дальнейшей обработки, а также (при наличии обратного канала) для передачи через пультовое оконечное устройство на ретранслятор и объектовые оконечные устройства команд телеуправления».
То есть, объектовые приборы передают информацию о состоянии объекта и происходящих на нем событиях (постановка на охрану, снятие с охраны, тревога, неисправность, нарушение электропитания и др.) на пульт централизованного наблюдения, где происходит обработка информации и выдача оператору соответствующих сообщений.
Современные ПЦН выполняются на основе компьютера и специализированного программного обеспечения. Так же работа пультов централизованного наблюдения может строиться на основе локальной вычислительной сети (ЛВС). Это, как отмечают эксперты, обеспечивает возможность приема информации по различным каналам связи, ее передачу большому кругу пользователей, а также максимально использовать возможности современных информационных технологий.
Принципиально важный момент — каналы связи, используемые для передачи от объектового оборудования на ПЦН информации и данных.
По виду каналов связи, которые используются для передачи информации, системы централизованного наблюдения разделяются на следующие группы:
— системы с переключением на период охраны линий городской (местной) телефонной сети;
До недавнего времени телефонная сеть являлась единственной средой для передачи информации от устройства сигнализации на ПЦН. Это делалось, как правило, одним из двух способов. В первом — автодозвоне — удаленный прибор звонил на ПЦН и передавал коды о тревогах специальными тоновыми посылками. Главным недостатком такого подхода является то, что злоумышленник может перерезать телефонный провод и проникнуть на охраняемый объект незамеченным. Во втором способе производится постоянный контроль целостности линии, и если обнаружено нарушение, считается, что поступил сигнал тревоги. Но чтобы осуществить такой контроль, нужно ставить специализированное оборудование на каждой АТС, к которой могут быть подключены приборы охранной сигнализации . Это дорого и хлопотно, а порой и невозможно с учетом разнотипной аппаратуры АТС. Общим недостатком обоих методов является также то, что телефонные линии на всем постсоветском пространстве в целом низкого качества, и либо тревожное сообщение не доходит до ПЦН, либо слишком часто случаются ложные обрывы связи. К тому же, многие объекты просто не телефонизированы.